Биография
Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье преподавателя духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. С 1901 года будущий писатель получал начальное образование в Первой Киевской гимназии. В 1909 году поступил в Киевский университет на медицинский факультет. На втором курсе, в 1913 году, Михаил Афанасьевич женился на Татьяне Лаппе.
Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! «Мастер и Маргарита»
Свою литературную деятельность Михаил Афанасьевич начал с публикации сатирических фельетонов и стихов. В то время он даже не думал связывать свою жизнь с писательским ремеслом – долгое время Булгаков считал своим призванием медицину.
Целых лет двадцать человек занимается каким-нибудь делом, например читает римское право, а на двадцать первом — вдруг оказывается, что римское право ни при чем, что он даже не понимает его и не любит, а на самом деле он тонкий садовод и горит любовью к цветам. Происходит это, надо полагать, от несовершенства нашего социального строя, при котором сплошь и рядом попадают на своё место только к концу жизни. «Белая гвардия»
Всю жизнь Михаил Булгаков открыто критиковал советскую власть. Рукопись "Собачьего сердца" даже была у него изъята, правда, потом её вернули. А театральная постановка "Дни Турбиных" несколько раз запрещалась, но её возвращали обратно, потому что её высоко ценил Иосиф Сталин, и смотрел её полтора десятка раз. Сам же Михаил Афанасьевич даже подсчитал, что всего за десять лет в журналах и газетах вышло около 300 негативных рецензий и очерков о нём самом и о его творчестве, и лишь 3 положительных. Травили литератора долго и целенаправленно, осуждая как его самого, так и его произведения
Да почему, в конце концов, каждому своему действию я должен придумывать предлог? «Морфий»
Над романом "Мастер и Маргарита" Булгаков работал много лет, но так и не завершил его. К моменту смерти писателя остались лишь черновики и разрозненные рукописи, которые были со временем сведены воедино его вдовой. Первая публикация "Мастера и Маргариты" состоялась спустя 26 лет после смерти Михаила Афанасьевича. Что интересно, сами эти персонажи, Маргарита и Мастер, появились в романе не сразу. Ввести их Булгаков решил только спустя десять лет после того, как начал работать над романом.
Ведь сколько же раз я говорил вам, что основная ваша ошибка заключается в том, что вы недооцениваете значение человеческих глаз. Поймите, что язык может скрывать истину, а глаза – никогда! Вам задают внезапный вопрос, вы даже не вздрагиваете, в одну секунду вы овладеваете собой и знаете, что нужно сказать, чтобы укрыть истину, и весьма убедительно говорите, и ни одна складка на вашем лице не шевельнется, но, увы, встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и все кончено. Она замечена, а вы пойманы! «Мастер и Маргарита»
Как известно из краткой биографии Булгакова, писатель много лет страдал от зависимости от морфия. Однажды он, будучи тогда врачом, проводил операцию пациенту, больному дифтерией, и, опасаясь заражения, принял противодифтерийный препарат, который спровоцировал у него аллергию. Тогда Михаил Афанасьевич, чтобы унять боли, начал принимать морфий, и быстро пристрастился к нему. Доходило до того, что его жена, чтобы избавить его от зависимости, даже пыталась заменять бутылочки с препаратом на такие же, но с дистилированной водой, что несколько раз приводило к скандалам. Булгаков кричал, размахивал пистолетом и вообще вёл себя не очень адекватно. А на рукописи "Мастера и Маргариты" следы морфия обнаружились даже спустя десятки лет после смерти писателя.
Метла Маргариты. Ключи к роману Булгакова. Альфред Барков
Зачем читать: Чтобы понять, с кого писали образ Мастера
Эта книга – о знаменитом романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита". И еще – о литературном истэблишменте, который Михаил Афанасьевич назвал Массолитом. В последнее время с завидной регулярностью выходят книги, в которых обещают раскрыть все тайны великого романа. Авторы подобных произведений задаются одними и теми же вопросами, на которые находят не менее предсказуемые ответы.
Стало чуть ли не традицией задавать риторический вопрос: почему Мастер не заслужил "света", то есть, в чем заключается его вина. Вместе с тем, ответ на него следует из "открытой", незашифрованной части романа, он лежит буквально на поверхности.
Критик-булгаковед Альфред Барков предлагает альтернативный взгляд на роман и на фигуру Мастера. По мнению автора, прототипом для Мастера стал не кто иной, как Максим Горький. Барков считает, что дата смерти Горького (1936 год) и есть время событий основной сюжетной линии романа «Мастер и Маргарита». Читайте и удивляйтесь!

Булгаков и "Маргарита", или История несчастной любви "Мастера". Владимир Колганов
Зачем читать: Узнать, в кого в юности был влюблен Михаил Булгаков
Из дневника писателя: "Около двух месяцев я уже живу в Обуховом переулке в двух шагах от квартиры К., с которой у меня связаны такие важные, такие прекрасные воспоминания моей юности…" Кто такая эта загадочная К., булгаковеды до сей поры не разгадали. Литературное расследование автора посвящено разгадке личности таинственной дамы, в которую был безнадежно влюблен М.А. Булгаков.
Помимо истории о несчастной любви известного писателя к очаровательной княгине, вниманию читателей представлен рассказ о жизни потомков главной героини. Исследование биографий некоторых персонажей приводит к неожиданным открытиям, которые снова возвращают нас назад, в 20-е и 30-е годы прошлого столетия, но не в Москву, что было бы логичнее, а на берега Сены, Темзы, на побережье Средиземноморья и в Берлин. Немало страниц посвящено судьбам русских аристократов на примере родственников княгини и ее многочисленных знакомых.


О страстях и пороках (сборник). Михаил Булгаков
Зачем читать: Чтобы узнать все грани творчества Мастера
Когда страх и трепет полнее овладевают читательской душой? Когда Мастер вызывает Дьявола и отправляется в полет над околдованной Москвой, когда в лабораториях его фантазии лопаются, выпуская на свет чудовищ, роковые яйца и заполоняют улицы люди с собачьими сердцами – или же когда Булгаков являет нам реалистичные картины советской Москвы либо предреволюционного томления?
Реальность, пожалуй, страшнее, тем более что Булгаков и его персонажи не преминут подкрасить ее видениями морфиниста или бесовской игрой. Морфий – Дьяволиада – Москва краснокаменная... Страшно, страшно, страшно.


Михаил Булгаков и его родные. Семейный портрет. Елена Земская.
Зачем читать: Чтобы узнать о семье писателя и увидеть его редкие фотографии
Монография основана на материалах архива семьи Булгаковых, которые собирала, хранила и исследовала сестра писателя Надежда Афанасьевна Булгакова-Земская (1893—1971).
Книга состоит из двух частей. Первая часть содержит публикацию документов разного рода: это письма писателя М. Булгакова и адресованные к нему письма родных и друзей, письма его родителей, братьев, сестер; дневники членов семьи; воспоминания о жизни семьи в Карачеве на рубеже XIX—XX вв.; воспоминания о М. Булгакове; рассказы его братьев Николая и Ивана об эмиграции; некрологи на смерть деда М. Булгакова о. Михаила Покровского и на смерть его отца проф. Афанасия Ивановича Булгакова, также две статьи М. Булгакова: "Грядущие перспективы" (1919) и "Театральный Октябрь" (1920).
Публикуемые в книге материалы существенно дополняют сведения о М. Булгакове и о многих членах его семьи (дед и бабушка, мать и отец, младшая сестра матери Шурочка Бархатова, братья и сестры писателя), воссоздают не только атмосферу, царившую в доме родителей М. Булгакова, но и картину жизни русской интеллигенции и духовенства конца XIX – начала XX вв., раскрывают влияние семьи и города Киева на жизнь и творчество будущего писателя.
Вторая часть монографии содержит анализ материалов архива с историко-культурной и лингвистической точки зрения. Исследуются язык и стиль документов рубежа ХIХ—XX вв., которые представляют интерес для историка русского литературного языка.
В книгу включено более ста иллюстраций. Монография предназначена для всех, кто интересуется жизнью и творчеством Михаила Булгакова, а также для читателей, которых интересует история русской культуры, языка и быта конца XIX – первой трети XX вв.


Булгаков. Воланд вчера, сегодня, завтра. Дмитрий Быков.
Зачем читать: Чтобы понять, кто же такой Воланд и каким он должен был быть
Дмитрий Быков размышляет о том, как получилось, что дьявол стал самым обаятельным героем советской литературы. Каким образом "Мастер и Маргарита" соотносится с советской традицией, что в этом романе советского, что антисоветского и какую силу, "вечно желающую зла", олицетворяет Воланд. "Именно сегодня в образе Воланда высвечиваются довольно неприятные, слабые, уязвимые черты… Конечно, Воланд – не победитель. И Булгаков это понимал".
Трагедия романа "Мастер и Маргарита" в том, что демонология Булгакова стала почти Евангелием для интеллигенции 60-70-х годов.


Мастер и Маргарита. Михаил Булгаков.
Зачем читать: Чтобы научиться починять примус, если ты кот
"Мастер и Маргарита" – блистательный шедевр, созданный Михаилом Булгаковым, завораживающая мистическая дьяволиада, обнажающая вечные темы любви, борьбы добра со злом, смерти и бессмертия. Эта книга – на века, она не теряет своей привлекательности; прочтя первую фразу: "В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появились двое граждан…", мы добровольно, неминуемо и безвозвратно погружаемся в мир Мастера, Маргариты, Пилата, Воланда, Азазелло с Коровьевым и других героев романа.
Меня охватила грусть перед дальней дорогой. Не правда ли, мессир, она вполне естественна, даже тогда, когда человек знает, что в конце этой дороги ждет счастье?
«Мастер и Маргарита»