ЭГИТУЙСКИЙ ДАЦАН. ЗАНДАН ЖУУ
Эгитуйский дацан
Эгитуйский дацан — один из популярнейших дацанов, куда стекается со всех концов света огромное количество верующих. Такой «магнетизм» Эгитуйского дацана объясняется тем, что в нём имеется знаменитая статуя Будды Зандан Жуу, которая является святыней всего буддийского мира.
История дацана
Дацан был основан в 1820 году, а официально признан в 1826 году. Из данных востоковеда А.Позднеева следует, что Эгитуевский дацан был построен бурятами тайно, с разрешения бывшей Бурятской главной конторы 11 хоринских родов. Это был красивейший архитектурный комплекс из четырех дуганов. Главный храм Цогчен-дуган окружали три дугана — философский, медицинский и астрологический. При дацане была типография с несколькими тысячами клише. Имелись ксилографические печатные доски для десяти наименований книг. Здесь в конце 1910-х годов хувараком обучался грамотности будущий народный поэт Бурятии Шираб Нимбуев. Это был крупный центр буддизма, здесь проводились мистерии Цам.
В легенде говорится, что "место для дацана искали почти три года. Один из старейшин рода моодхон харгана, слепой Уунтын Гэлэн, три года обращался к астрологам разных дацанов. Даже ездил в Монголию к Богдо-гэгэну. Все указывали ему на это место на восточном берегу реки Маракта, в местности Хара-Шибирь. Деревья для будущего храма подбирали особенно тщательно. Сам незрячий старейшина Уунтын Гэлэн определял их пригодность, стуча посохом"
В 1934 году в дацане насчитывалось около 12 храмов и 8 строений. Также при дацане было 103 отдельных двора и 216 жилых помещений. В скульптурах использовалась глина из близлежащего озера Ухэр-Нур, которая ценилась тем, что была жирно-масляная и не давала трещин. Рядом с дацаном были сооружены четыре храма-сумэ: Хурдэ, Майдари, Аюши, Дара-эхэ. Была здесь и своя тантрийская школа Жод в дугане Дандар. Перевод на русский язык специальности «жодчи-лама» как заклинатель не передает и сотой доли смысла этого учения. Заниматься Жод могут только особые люди с сильной психикой и крепким здоровьем. На территории монастыря были классы буддийской философии в дугане Чойра и медицины в дугане Мамба, классы совершения молебнов, изготовления святой воды — аршана и благовоний — адиса. Именно здесь получил свои уникальные знания целителя 21-й Пандито Хамбо-лама Мунко Цыбиков. Перед закрытием в дацане числился 41 учёный лама.
Ликвидация дацана

В 1937 году Эгитуйский дацан был закрыт и разрушен. Выписка из Госархива: "Ликвидирован постановлением № 425 от 22 декабря 1937 г. Постановлением Еравнинского аймачного РКП(б) от 5 марта 1938 г. возбуждено ходатайство об установлении колхозного театра в здании дацана и передачи ему всего имущества бывшего Эгетуйского дацана". Вспоминали старожилы: "Сколько статуй увезли грузовиками и переплавили в печах ПВЗ на цветной металл, уму непостижимо... вокруг дацана росла черёмуховая роща. Зачем её-то уничтожили?". Другие старики вспоминали, как в детстве поразились тому, как неожиданно побелела долина Эгиты до самого горизонта. Только вместо снега люди с ужасом увидели листы из священных книг.
К сожалению, после гонений на религию от всех величественных храмов Эгитуйского дацана не осталось и следа.

Возрождение дацана
В ноябре 1990 г. состоялось официальное открытие вновь возведенного дацана. Было построено одноярусное здание храма на месте бывшего комплекса дацана. И 25 сентября 1991 года Зандан Жуу вертолётом перевезли в Эгитуйский дацан.
Сандаловый Будда - по-бурятски Зандан-Жуу,
Сандаловый Владыка — уникальная и очень
древняя статуя, известная
реликвия буддийского мира.
Зандан-жуу
По сведениям А.А.Терентьева, согласно китайскому переводу Экоттара-агама-сутры (из Ануттара-никаи), изложенной тохарским монахом Дхармананди (385 г. н.э.), история возникновения статуи Зандан-Жуу такова:
Будда Шакьямуни пребывал на небесах Тушита, проповедуя Дхарму своей матери Майе, переродившейся там после смерти. В это время раджа Прасенаджит очень сильно захотел увидеть Просветленного Владыку. Тогда ближайший ученик Будды — Маудгальяяна, достигший чудесных способностей, перенес мастеров к Будде, чтобы они могли увидеть его, и по возвращении изваяли статую в натуральную величину из сандалового дерева «гоширша».
Когда Будда Шакьямуни вернулся, статуя приветствуя его, сделала ему навстречу шесть шагов, и это послужило основой пророчества Будды об этой статуе: она будет перемещаться на север, и там где она будет находиться, следует ожидать расцвета буддизма.
Спустя века статуя Будды действительно покинула Индию.
В китайских источниках упомянуты сведения о ее дальнейшем пути в северном направлении.


О том, как возникло самое первое из изображений Будды Шакьямуни, существуют разные точки зрения и множество легенд. В индийской версии говорится, что его выполнил Вишвамитра, в то время как Будда давал поучение. Он вырезал статую из сандалового дерева, глядя на отражение в воде, так как от самого Просветленного исходило яркое сияние.
Известно также упоминание в истории Будды Шакьямуни, указывающее на существование статуи, возникшей при его жизни и известной как "образ из Уддияны", статуи, выполненной по просьбе правителя этой удивительной древней буддийской страны.
Говорится, что этот скульптурный портрет излучал «божественный свет».
В поздних сутрах Махаяны о нем написано: «Майдгальяяна-путра, последователь Будды, перенес художника в небесные пространства, куда Будда Шакьямуни удалился на три месяца, чтобы передать Учение своей матери. Там художник лицезрел превосходные знаки тела Будды и запечатлел их в виде статуи из сандалового дерева. Когда Татхагата вернулся из небесных дворцов, образ из сандала приветствовал Господина Мира». Здесь идет речь о Сандаловом Будде.

Согласно традиции, Будда пророчествовал перемещение Зандан Жуу на Север и, соответственно, перемещение центра буддизма.
В III в. статуя из Индии была перевезена в Китай.
В IV веке монах Кумараяна из Кашмира, чтобы спасти статую от местных войн, увез её в Куча, женился на сестре местного правителя и стал духовным наставником в государстве. Его сын Кумараджива стал знаменитым буддийским мудрецом.
В VIII в. - жены тибетского царя Сронцзангамбо привезли статую Тибет. При следующем правителе, царе Тисрондэцане, Буддизм стал государственной религией Тибета.
В XIII в. - местонахождение предположительно в Монголии.
Из Монголии вновь статуя вернулась в Китай. Она хранилась в провинции Ли, в храме буддийского монастыря, выстроенном специально для нее — Сандан-Сы «Монастырь Сандалового Будды». В XIX веке этот монастырь находился на территории столицы Китая. Все буддийские паломники из Монголии, Бурятии и Тибета поклонялись чудесной статуе, посещая Пекин.

Из Китая в 1901 году статуя отправилась в Забайкалье, и с тех пор не покидает Россию.
В России
После разгрома Боксерского восстания в Китае, бурятские казаки, пользуясь суматохой и разрухой в городе и пожаром в монастыре Сандан-сы («Монастырь Сандалового Будды»), где в то время хранилась статуя, вывезли её. Руководил операцией начальник русской почты Гомбоев. Бурятские казаки во время пожара вынесли драгоценную статую из горящего монастыря, и тем самым спасли от гибели в огне. В качестве трофея статую с большими предосторожностями на санях доставили в Бурятию.
По другой версии, сандаловая статуя была куплена ламами Эгитуйского дацана во время восстания и попала в Еравну благодаря невероятным усилиям Соржо-ламы Эгитуйского дацана Гомбо Доржо Эрдынеева и многих других людей, рисковавших своей жизнью, с огромными предосторожностями вывозивших ее из Китая.Так или иначе, драгоценная статуя Сандалового Будды отправилась еще дальше на север, и оказалась в начале XX века в Забайкалье, в Эгитуйском дацане России.
Тогда же предусмотрительно была сделана металлическая копия статуи, которую и выставили на обозрение в специальном храме-дугане, как объект поклонения и почитания, а сам оригинал надежно спрятали. В поисках знаменитой статуи вскоре в Бурятию приехали японские эксперты, до которых дошли сведения, что статуя находится в Эгитуйском дацане. При виде металлической копии их постигло сильное разочарование, они вынуждены были уехать ни с чем.
До 1935 года статую надежно скрывали в Бурятии, пока и в России не наступили трагические для буддизма времена антирелигиозной политики, когда дацаны подверглись разрушению, многие ценные реликвии оказались уничтожены, а ламы репрессированы. Но статуя уцелела и в это непростое время. Она попала в число реликвий, которые были переданы в фонды нового Антирелигиозного музея, находившиеся в Одигитриевской церкви г.Верхнеудинска (теперь это Национальный музей Республики Бурятия (Улан-Удэ), где она хранилась под стеклом в шкафу на втором этаже.
25 сентября 1991 года статую возвратили буддистам, передав в тот же Эгитуйский дацан, где открыто почитали когда-то металлическую копию. Впервые в России только теперь Сандаловый Будда предстал перед людьми. Это расценивается как благое предзнаменование для развития Дхармы не только в Бурятии, но и в целом в нашей стране. Статуя содержит сильное благословение Будды, создавая благоприятные условия для процветания Учения Будды — Дхармы, пробуждая к нему интерес.
Долгий путь чудесной статуи Зандан Жуу из Индии через Китай, Тибет, Монголию, в Россию, из страны в страну, в северном направлении на протяжении веков стал свидетельством исполнения пророчества Будды.22 апреля 2003 года было принято Решение Буддийской традиционной сангхи России «утвердить в качестве буддийских святынь России: статую Зандан Жуу, Атлас тибетской медицины, Драгоценное тело Хамбо Ламы Д-Д.Итигэлова.