Сагаан hараар! Сагаалганаар!
В праздник Белого месяца – как у нас повелось,

Людям надо бы встретиться, чтоб светлее жилось,

Чтоб убавилось горя, чтоб тучнели стада,

Чтобы небо над взгорьем голубело всегда.

Праздник Белого месяца, праздник Вечного месяца,

Только доброе ценится, только в светлое верится.


Баир Дугаров

Сагаан hараар! Сагаалганаар!
Ерэжэ ябаhан бар жэлдэ Аягаар дуурэн сайтай, тогоогоор дуурэн тоho мяхатай, гэрээр дуурэн айлшадтай, сэдьхэлээр hайхан нухэдтэй байхатнай болтогой!
Ерэхэ бури ехэ боложо , орохо бури олон боложо, унэр баян, элуур энхэ, золтой жаргалтай hуухатнай болтогой!

2 февраля наступит Новый год по буддийскому календарю — год синего Тигра стихии вода. Сегодня Сагаалган – официальный праздник, но так было далеко не всегда.

История праздника
Сегодня Сагаалган – официальный праздник, но так было далеко не всегда.
В 30-е годы прошлого века, как и все религиозные праздники, он был под запретом, а раньше Сагаалган и вовсе встречали в другое время года. Когда зародился Сагаалган, сегодня не знает никто. По разным данным, его корни уходят в прошлое на сотни и даже сотни тысяч лет назад. Он всегда считался праздником народным, языческим и изначально отмечался осенью.
Осенью заканчивали подготовку к зиме, то есть было впрок приготовлено молоко, вся еда, которая нужна. Поэтому и назывался Сагаалган. Сагаалган переводится как молочный месяц. На начало года его перенесли примерно в 1260 году. Это была инициатива сына Чингисхана Хубилая. Как описывал придворный «белый праздник» его свидетель и современник Хубилая, Марко Поло:
"Великий хан и все его подданные празднуют вот как: по обыкновению все одеваются в белое, и мужчины и женщины, всякий как могут. Белая одежда почитается у них счастливой, поэтому они и делают это, одеваются в белое , чтобы во весь год было счастье и благополучие… Пришли ему большие дары… во весь год, чтобы у великого хана было много и было бы ему радостно и весело. , обнимаются, веселятся, пируют, и делают это для того, чтобы счастливо и по доброму прожить весь год».
Хан хотел объединить народный праздник с началом года по лунному календарю. Таким образом Сагаалган стал неотрывен от национальной религии и считается самым буддийским праздником. Но в 30е годы XX века его пришлось забыть.
Эти периоды ложатся на плечи нашей страны и нашей республики. В 30-х годах, как мы знаем, советская власть не терпела религию ни в каком виде, поэтому Сагаалган как культовый праздник был под запретом. В 30-х частях были гонения на лам, репрессии, все дацаны досконально были закрыты. Но даже под страхом смерти многие верующие сохраняют традиции.
Каждая семья, родители по-своему все равно молились, все равно в Сагаалган встречались. Возрождение началось в 1946 году. Дело в том, что ссыльные ламы во время войны делали хорошие пожертвования в казну. И после победы Сталин разрешил им построить 2 дацана: Иволгинский и Агинский. Вместе с храмами вернулся и праздник. В 90-м году его признали официально. Теперь с каждым годом его празднуют все масштабнее.

Как правильно встретить праздник, чтобы весь год был благополучным? Читайте главные правила Сагаалгана:
Несколько недель перед Сагаалганом и начало года по лунному календарю - самое благоприятное время для посещения ламы-астролога, у которого можно узнать, что следует делать и чего избегать в наступившем году. Также можно пригласить ламу домой для проведения очищающего обряда жилища.
ДУГЖУУБА - это специальный молебен, обряд очищения. Дугжууба проводится в 29-й лунный день в канун первого весеннего новолуния. В 2022 г. выпадает на 31 января. Дугжууба - это также церемония духовного очищения, проводимая для того, чтобы благополучно перейти из года старого в год новый, избавившись от груза прошлогодних бед, грехов и несчастий.
31 января в 18:00 ламы начнут читать молебен «Дугжууба», а затем разведут ритуальный костер.
Специально для «Дугжуубы» ламы готовят соор.
Подношение «соор» - сжигают в отдельном большом костре. Бросать туда своё тесто тоже нельзя.
Соор – это увенчанная черепом высокая пирамида из реек, бумаги и теста, напоминающая наконечник стрелы. Под ритуальные молитвы в пирамиду вкладывают подношение защитнику Учения Чойжал сахюусану и затем торжественно сжигают на большом костре как символ духовного очищения.
Для прихожан сооружается меньший по размеру костер. Туда люди будут бросать тесто после обтирания. Ни в коем случае нельзя кидать принесенные кусочки в костер, предназначенный для подношения Чойжал сахюусану! Также нельзя заворачивать тесто в полиэтилен. Ламы говорят, что кусочки теста должны быть совсем маленькими и только из муки и воды. Также можно использовать бумажные салфетки или ткань.
Обтирания проводятся дома. Сначала лоб, символически собирая дурные мысли, затем вокруг рта, собирая дурные слова. Затем по груди, очищая сознание, и в конце покатать в ладонях, как бы «наматывая» неблаговидные деяния. Можно также обтереть больные места, представляя при этом, что вы вытягиваете все плохое, а в конце дунуть на ткань, салфетку или тесто, выдувая весь негатив.
Пройдя ритуал очищения, ламы и прихожане уходят в дацан, не оглядываясь на костер.
Отметим, в этом году из-за сложной эпидобстановки COVID-19 жителей призвали не посещать Дугжуубу.


Дугжуубэ удэроор!
Сэдьхэлдээ -
Гуниг угы,
Зурхэндоо -
Гомдол угы,
Бултадаа -
Амгалан тайбан,
Аха дуунэр -
Эбтэй эетэй,
Анда нухэд -
Золтой зугаатай,
Аза талаантай hуухамнай болтогой!
БУТУУ УДЭР - 1 февраля, по лунному календарю это тридцатый, завершающий день последнего зимнего месяца. Он символизирует старый год, уходящий в «тьму» времени. Это стык старого и нового.Потому и традиция проводов старого года называется «бутуулхэ». За день до «бутуу», т.е. 29 числа последнего зимнего месяца по лунному календарю, завершают приготовления: проводят еще раз проводят уборку дома, хозяйства и окрестностей вокруг жилья, перетряхивают постель и одежду.
В этот день нельзя ругаться и совершать плохие поступки. Не рекомендуется шуметь и поднимать пыль в доме. Генеральная уборка должна быть сделана заранее. Рекомендуется читать священные книги, начитывать мантры. Глубоко верующие в этот день соблюдают пост - не употребляют в пищу мясо, рыбу, яйца. рекомендуется отказаться от спиртных напитков. Основной смысл этого дня заключается в накоплении энергии, эмоций. Поэтому и назвали день тишины.
Далее в этот день нужно привести в порядок домашний алтарь и выложить перед Буддой и божествами лучшую пищу и подношения. Ставя подношения, верующие читают мантру «Ом ма хум» для очищения и освящения угощения.
В дацанах в этот день в 9:00 начнется молебен «Мандал Шива» (восхваление Зеленой Тары), а в 17:00 - ритуал «Цедор Лхамын балин адисалга» (благословения подношений). В 19:00 начнется молебен, обращенный к богине Балдан Лхамо.

Богиня Балдан Лхамо
2 февраля Первый день Нового года
В первый день Сагаалгана нужно вставать очень рано – в 4-5 часов утра. По поверьям, ранним утром, до восхода солнца, когда уже можно увидеть очертания вытянутой руки, в каждый дом заходит богиня Балдан Лхамо. Проспавшие её приход, считается, упускают своё счастье на целый год. А те, кто в это время бодрствовал, наоборот приобретут защиту богини Лхамо, им будет сопутствовать удача и успех.
Проснувшись, необходимо зажечь зула, воскурить санзай (благовоние), преподнести тахил (подношение), хозяевам местности на улице поднести сэржэм (напиток в виде чая, молока или водки), разбрызгивая по всем сторонам со словами: Ом А Хум, что означает тело, речь и ум.
В доме на столе также должна стоять белая пища. Затем нужно в первую очередь поздравить родителей и остальных родственников, преподнести подарки.
Торжественный молебен в ее честь начнется в дацанах в 6:00. Верующие отметят наступление Нового года, пройдет обмен хадаками, будет проведен обряд призывания удачи и благоденствия, все присутствующие смогут отведать белой пищи.
ХИЙ МОРИН
После наступления Нового года, на второй день, 3 февраля, буддистам необходимо восполнить запасы жизненной силы. Это делается при помощи "хий морин" или коня ветра. Флажки с изображением коня, когда развеваются на ветру, приводят в движение четыре стихии природы.
По центру конь - символ удачи и здоровья. Дальше символ ветра. Далее идет гаруда, дракон, тигр и лев. Все четыре стихии должны быть у человека сбалансированы. Если какая-то неустойка идет, одна превышает другую, начинаются сразу болезни и так далее.
Желательно ехать на малую Родину, но если нет такой возможности, то можно сходить в дацан, или на место ближайшего обоо. Читая молитвы, следует повесить свой хий морин таr, чтобы конь смотрел вперед.
У каждого человека свой хий морин, соответствующий его году рождения и различающийся по цвету флажка, окантовки по краям и язычкам.

Уважаемые земляки!
МБУК "Еравнинская ЦБС" поздравляет Вас с праздником Белого месяца!
Пусть Новый год дарит новые надежды, силу для больших свершений на весь предстоящий год!
Согреет радостью и теплотой общения с близкими, принесет Вам удачу, здоровье и благополучие! Пусть исполнятся все добрые пожелания!

Сагаан hараар! Сагаалганаар!