Сегодня Сагаалган – официальный праздник, но так было далеко не всегда.
В 30-е годы прошлого века, как и все религиозные праздники, он был под запретом, а раньше Сагаалган и вовсе встречали в другое время года. Когда зародился Сагаалган, сегодня не знает никто. По разным данным, его корни уходят в прошлое на сотни и даже сотни тысяч лет назад. Он всегда считался праздником народным, языческим и изначально отмечался осенью.
Осенью заканчивали подготовку к зиме, то есть было впрок приготовлено молоко, вся еда, которая нужна. Поэтому и назывался Сагаалган. Сагаалган переводится как молочный месяц. На начало года его перенесли примерно в 1260 году. Это была инициатива сына Чингисхана Хубилая. Как описывал придворный «белый праздник» его свидетель и современник Хубилая, Марко Поло:
"Великий хан и все его подданные празднуют вот как: по обыкновению все одеваются в белое, и мужчины и женщины, всякий как могут. Белая одежда почитается у них счастливой, поэтому они и делают это, одеваются в белое , чтобы во весь год было счастье и благополучие… Пришли ему большие дары… во весь год, чтобы у великого хана было много и было бы ему радостно и весело. , обнимаются, веселятся, пируют, и делают это для того, чтобы счастливо и по доброму прожить весь год».
Хан хотел объединить народный праздник с началом года по лунному календарю. Таким образом Сагаалган стал неотрывен от национальной религии и считается самым буддийским праздником. Но в 30е годы XX века его пришлось забыть.
Эти периоды ложатся на плечи нашей страны и нашей республики. В 30-х годах, как мы знаем, советская власть не терпела религию ни в каком виде, поэтому Сагаалган как культовый праздник был под запретом. В 30-х частях были гонения на лам, репрессии, все дацаны досконально были закрыты. Но даже под страхом смерти многие верующие сохраняют традиции.
Каждая семья, родители по-своему все равно молились, все равно в Сагаалган встречались. Возрождение началось в 1946 году. Дело в том, что ссыльные ламы во время войны делали хорошие пожертвования в казну. И после победы Сталин разрешил им построить 2 дацана: Иволгинский и Агинский. Вместе с храмами вернулся и праздник. В 90-м году его признали официально. Теперь с каждым годом его празднуют все масштабнее.