Наш край в древности
Дела давно минувших лет...
Хори-буряты
Коренное население Еравны буряты, которые относятся к хоринским 11 родам.
Существует немало легенд о происхождении хори - бурят. Одна из самых известных и распространенных - предание о предке хоринцев Хоридое, простой охотник - сын небесной девы-лебедя - хун шубуун. Отсюда и поговорка: "Хун шубуун гарбалтай, хуhан модон сэргэтэй".
Хоринцам, родовым Еравнинским группам в течение веков приходилось часто кочевать по просторам Прибайкалья, Забайкалья, преследуемые монгольскими войсками. И только к началу ХVII века они осели на территориях, расположенных на реке Уда, Ульдурга, Витим, Хилок, Анаа и т.д.
Русские землепроходцы
В первой половине ХVII в. русские казаки проникают за Байкал. В донесениях первых отрядов русских служилых людей встречаются упоминания имени "хори". Говоря о местных жителях Забайкалья они называли "братских людей" и мунгалов. Кочевые люди встречались русским вдоль реки Уда. По историческим данным, к приходу русских казаков в здешних краях сложилась непростая обстановка. Набеги монгольских ханов держали в страхе местных жителей. Не лучшими были и отношения бурят с эвенками. Поэтому первые встречи казаков и жителей Еравны происходили спокойно, без столкновений, поскольку буряты и эвенки увидели в русских казаках надежную защиту, а также поставщиков промышленных товаров. И довольно быстро и легко согласились принять подданство русского царя и платить ясак шкурками соболя.
В целях безопасности и контроля над местным населением почти в одно время казаки построили 2 острога на еравнинской земле. Примерно в 1653 г. Петр Бекетов построил Телембинский острог, а в 1667 г. (по некоторым данным и раньше) - Еравнинский острог.
По "денежной сметной и пометной" книге 1699 г. в Еравнинском остроге числилось 12 конных казаков и три пеших . Согласно городовому списку 1704 г., острог имел тыновые стены, ограждавшие прямоугольную площадку размерами 7x3 сажень (15,1 х6,5 м), и две избы в стене . Точно таким же он описан в перечневой книге 1715 г., но в ней приведено также вооружение находящееся в остроге: 2 самопала в ложах с замками, 4 бердыша, знамя китайчатое, 800 кремней пищальных и упомянут приказчик Нерчинский сын боярский Агафон Сенотрусов . Без изменений остался облик острога и в 1735 г., когда его описал Г.Ф. Миллер. По его данным, насчитывалось 15 дворов и за несколько лет до этого возле него была возведена церковь Господа Вседержителя. Деревень, относящихся к острогу, в Еравнинском дистрикте не было. Тем не менее, к нему были приписаны в качестве плательщиков ясака пять тунгусских родов общей численностью 92 человека .
По данным ревизии 1775 г. в Еравнинском остроге проживало только 34 чел овека разночинцев и дворян. Ни посадских людей, ни приписанных к нему крестьян или плательщиков ясака не было .

В 1792 г. от Еравнинского острога оставалось лишь 11 домов и бывшая приказная изба .
Источник:
http://ostrog.ucoz.ru/ostrogy/2_17.htm
Телембинский острог
Телембинский (Теленбинский острог) был основан в 1658 г. служилыми людьми из отряда А.Ф. Пашкова между Большим и Малым озерами Телемба, в 1 км к востоку от впадающей в р. Витим - р. Конда.
В 1675 г., когда приказчиком острога был сын боярский Важен Микитин, через него проезжал посол России в Китай Н.Г. Спафарий. Согласно его описанию, острожок был маленький, из оружия в нем находились две пушки: медная и железная. Возле острога стояла часовня и 13 дворов, в которых проживало около 30 казаков. В остроге содержались аманаты, под которых туда платили ясак более 200 тунгусов.В 80-х годах XVII в. Телембинский острог был единственным местом в Восточном Забайкалье, где добывалась железная руда и выплавлялось железо.

Из книги "Белевы путешествия через Россию в разные азиатские страны"
"...Нашли мы еще новый род жителей сибирских... Россияне называют их братскими мужиками, а они сами себя бурятами. Во весь год кочуют они со своими стадами, состоящими из овец, коров и лошадей, переменяя места по своему благорассуждению.
... Вооружены они луками и стрелами, ... и очень искустны стрелять из лука.
Прежде сего они были в подданстве у мунгальского владельца, а ныне под Российским находятся владением.Они составляют многочисленный народ, которого земля распространяется на восток..., и они почитаются честными и чистосердечными людьми..."
Делегация хори-бурят к русскому царю Петру I
Местное бурятское население платило в царскую казну ясаки пушниной, скотом, деньгами. В случае задержки уплаты некоторые чиновники устраивали беззаконие и злоупотребления. Отнимали у бурятских улусов их земли, забирали скот. Тогда хори-буряты приняли решение - отправить делегацию к русскому царю. Это стало переломным моментом в отношениях между казаками и местными этносами.
В результате, по указу царя были строго запрещены насильственные действия в отношении бурят. Согласно указу за бурятами было закреплено право на владение своими землями. Перешли в ведение Еравнинского острога.
После выхода царского Указа ускорилось сближение и объединение хоринских родов, стали жить большими группами, составляя улус или хотон.
Основным занятием у Еравнинских родов было скотоводство. Они кочевали в поисках корма для скота в течение всего года. До середины 18 века буряты не заготавливали сено, держа скот на пастбищах под открытым небом.
Еравнинские буряты перекочевывали, используя лошадей. Войлочные юрты, вещи и утварь первозили на конях в кожаных мешках. Перенимая опыт у русских переселенцев, стали мастерить и использовать в хозяйстве телеги и сани.
Дальнейшее развитие края связано с Россией. Русские переселенцы облюбовали озерный край, и оседая здесь, в суровых климатических условиях, осваивали новые земли, занимались хлебопашеством, ремеслом и промыслами. Еравнинский острог стал основным поставщиком продовольствия ратным людям, а Телембинский - поставщиком железа в неспокойные пограничные остроги. Началось строительство дорог. В 1723-1740 годах был размечен нерчинский тракт, проходящий из Верхнеудинска в Читу и Нерчинск через Еравну. Тракт дал сильный толчок экономическому и культурному развитию края.