Традиции и обычаи бурят
Бурятия имеет уникальную историю и интереснейшую культуру. Обычаи и традиции бурят своими корнями уходят к культурному наследию древних народов, населявших в прошлом современную Бурятию.

Многое изменилось за несколько веков существования края, но буряты по сей день свято чтят наследие предков.
100
В быту у бурят ярко проявлялись черты патриархально-родового общества. Улусы делились на роды, затем на семьи, и каждый бурят должен был знать своих прародителей, уметь назвать своих предков по мужской линии вплоть до девятого колена.
Главной ячейкой общества считалась моногамная семья, куда входил ее глава, его жена, дети и родители. Согласно традициям бурятского народа, младший сын со своей супругой должен был жить вместе с отцом и матерью, чтобы заботиться о них.
К традициям бурятского народа относился обычай совершать помолвку жениха и невесты еще в младенчестве. Приезжали сваты и долго торговались насчет размеров калыма, делая поправку на финансовое положение сторон.
Издревна тщательно соблюдали принцип экзогамии, то есть недопустимости кровосмешения. Невеста должна быть выбрана непременно из другого рода, даже если родственная связь была условной и выражалась в общем предке через девять поколений, на такой союз налагалось строгое табу.
Религиозная сторона свадебного обряда менялась со временем. Изначально буряты доверяли своим шаманам и, согласно их предписаниям, с удовольствием предавались возлияниям в честь духов предков. Приобщение бурят к буддизму изменило и религиозную составляющую свадьбы. Большое влияние приобрел лама. Он определял дату бракосочетания, масть свадебных лошадей и прочие тонкости.
Любая роща, долина, гора или водоем имеет собственного духа. Нельзя пренебрежительно относиться к любому дереву или камню. Плевать на землю или в озера запрещается. Также непозволительно ломать деревья, срывать травы или убивать животных без крайней необходимости. Традиции бурятского народа включают в себя поклонение особым священным местам. В них запрещено разводить огонь, совершать нечистые деяния и даже думать плохо. Сегодня также распространены жертвоприношения духам, живущим вокруг людей.

Отношение к природe
Рождение детей

Для бурят понятие «быть счастливым» связано прежде всего с детьми, потомством. В представлениях бурятского народа, мужчина должен был быть богат не только скотом, но и детьми, особенно сыновьями, что дети – главное счастье человека, продолжатели его рода, его трудов. Новорожденным мальчикам радовались больше, чем девочкам. Это наследник, будущий хозяин и продолжатель рода. При рождении мальчика кололи бычка, а при рождении девочки - барана. После рождения проводилось много обрядов для очищения и защиты.
Считалось, что имя влияет на жизнь, характер и темперамент человека, поэтому давали красивые хорошие имена: золото, цветок, радость. Но иногда придумывалось прозвище, чтобы злые духи не обратили внимания на ребенка.
Ребенка, чтобы не сглазить, вне семьи следовало называть страшненьким, безобразным, плохим, глупым и так далее. Было запрещено хвалить ребенка при чужих людях, даже если он это заслужил.


Гостеприимство бурят
Гостеприимство бурятского народа - это результат традиции, сформировавшейся в течение веков, закрепившей особое отношение к появлению в доме гостя, которое всегда воспринималось как событие огромной важности. Это одновременно и знак благожелательного отношения к хозяевам со стороны гостей, и возможность пообщаться и узнать много нового, и праздник. Приезд гостей был событием и потому, что трудная жизнь кочевников, проходившая в кругу семьи и ближайших родственников, давала мало возможностей для контактов с другими соплеменниками, поэтому каждый приезд гостей - это появление новых сведений и расширение познаний.











Собираясь в гости, буряты тщательно готовились, собирали подарки, готовили праздничную одежду. Так как не всегда была возможность предупредить о визите, часто приезд гостей был неожиданным, но в каждом бурятском доме к нему были готовы. Если о приезде гостей сообщалось заранее, хозяева выезжали их встречать на границу своих родовых владений, где устраивали прием, после чего процессия приезжала в дом.
Гостей усаживали в почетном углу юрты по старшинству и потчевали всем, чем были богаты хозяева. При этом на угощения и подарки не скупились. Для гостя специально закалывали барана и готовили самые вкусные блюда. Эта традиция существует и в современной жизни.
Издавна существовала одна интересная традиция: придя в чужой дом, не наступать порог. Дело в том, что тот, кто специально наступает на порог, желает хозяевам неудачи и скрывает злые намерения.
Перед порогом снаружи юрты необходимо было оставлять своё оружие и поклажу. Так человек демонстрировал, что пришёл с честными помыслами и полностью доверяет людям, живущим здесь.

Левая рука считается более грязной, поэтому во время приветствия нужно подавать только правую как признак уважения. Также правой рукой берут все подарки, подношения и пр. Если человек, с которым здороваются, особенно ценен и любим, то ему подают сразу две руки, сложенные ладонями друг к другу, как у буддистов во время поклонов. В таком случае и ответное пожатие выполняют двумя руками. В то же время при подношении угощений хозяйка держит пиалу двумя руками в знак уважения.

«О, бурятское гостеприимство!

Молочной водкою архи

Гостей приветливо здесь потчуют.

Буряты буузы любят очень.

О них слагаются стихи.

Пусть в саламате масло плавится,

Отведав, пальчики оближете.

А вот баранина, как видите.

Чай с молоком потом появится.

Все, чем богат цветущий дол,

Вобрал в себя бурятский стол».

Н.Дамдинов
Национальные праздники
Среди бурятских праздников наиболее значительными являются Сагаалган и Сурхарбан.
Под собой Сагаалган имеет буддийскую традицию.
Сагаалган - праздник нового года, время наступления которого рассчитывается по лунному календарю.
Празднование Белого месяца принадлежит к древнейшим народным обычаям Центральной Азии, временам, предшествовавшим эпохе Чингисхана.
История праздника уходит корнями в глубокую древность, когда поводом для состязаний были чествования духов. Позже Сурхарбан стал своеобразным военным смотром, на котором отбирали воинов. На праздник съезжалось очень много народу. Каждый улус, род, племя, выставляли лучших своих баторов (борцов-богатырей), мэргэнов (метких стрелков), коней и ловких наездников. В стрельбе из лука, которая долгое время была одним из главных видов боевого искусства кочевников, бурятские воины достигали высочайшего мастерства. Любимым видом состязаний была борьба.
На празднике не только соревновались, но и играли, пели обрядовые песни, танцевали, угощали друг друга. Обязательно исполнялся ритмичный круговой танец «Ёхор», символизирующий единение народа.
Традиции и обычаи бурятского народа в основном формировались внутри большого монгольского этноса.

Многие поколения испытывали сильнейшее культурное воздействие со стороны народов Центральной Азии, а после вхождения в состав России, они еще оказались и в зоне влияния западно-христианской цивилизации.

Довольно трудно описать кратко традиции бурятского народа, так как они весьма красочны и разнообразны.